Vasaloppet 2020 - цель взята. Отчет о соревнованиях.

Marcialonga - нервно курит в стороне - подумал я на 60-м километре дистанции… Но (!) обо всем по порядку…

Пожалуй, я напишу этот отчет в качестве нескольких рассказов:

- пособие для тех, кто хочет самостоятельно принять участие в соревнованиях,

- отчет о самой гонке,

- коротенько опишу свой цикл подготовки к старту.

Vasaloppet - во истину культовое мероприятие и самый престижный лыжный марафон мира. Он имеет свою историю и традиции. Он каждый год разный - как с точки зрения погодных условий, так и с точки зрения участников и их результатов. Но есть и завидная стабильность у данного мероприятия - уже на протяжении нескольких десятков лет, слоты на этот старт разлетаются быстрее 2 минут с момента открытия регистрации. 17000 слотов за 2 минуты!!!

Как принять участие в соревнованиях. Ранее я уже писал о своих путешествиях в Даларну, но сейчас я сделаю это, как-будто я делюсь своими наблюдениями с будущими участниками, потому что некоторые моменты в этом году для меня самого были открытием…

Покупка слота. Каждое второе воскресенье марта в 11:00 по Москве открывается возможность купить слот на сайте соревнований. Вы будете счастливчиком, если купите его в этот день. Мне было легче - меня пригласили организаторы на «предзаказ» за неделю до открытия старта продаж. С 2014 года я принимаю участие в летних и зимних стартах Vasaloppet, поэтому организаторы сделали мне реверанс. Но не стоит огорчаться тем, кто не смог купить слот в момент открытия регистрации, существует куча агрегаторов, на которых «отказники» перепродают свои стартовые пакеты.

Как добираться на место старта/финиша. Всем кто хочет из России поехать на Vasaloppet, я рекомендую лететь туда за несколько дней до старта, Аэрофлотом с вылетом в 11:20 из Шереметьево. Почему? Это удобно и недорого. И к тому же, данный рейс имеет отличную стыковку с электричкой, в которую можно «загрузиться» прямо из аэропорта Арланда, спустя 2 часа после прилета, не заморачиваясь с арендой автомобиля или же автобусом… Электричку тоже стоит купить заранее, как и билеты на самолет. Сделать это можно легко на сайте местного РЖД (SJ). Электричка идет до Муры - это город в котором расположен финиш гонки. Проезд 2-м классом стоит примерно 300 крон (в одну сторону) в зависимости от времени покупки билета, заранее - дешевле.

Проживание. Бронировать проживание надо сильно заранее - желательно за год до старта. Апартаменты или гостиницы - кому что нравится. Вариантов море. Жить можно как на старте в Селене, так и на финише в Муре. Добравшись до Муры на электричке, вы можете на автобусе за 250 крон поехать дальше в Селен и жить там, но на мой взгляд, жить нужно в Муре - на финише гонки. Во первых - удобно финишировать в том месте где живешь. А во вторых - доехать до старта не составляет никаких проблем в день гонки. Рано утром с 4:00 до 4:30 на место старта курсируют автобусы организаторов, стоит он 240 крон. В этом варианте размещения и поездки на старт есть еще куча плюсов. О них далее.

Итак. Вы, предположим, поселились в Муре за несколько дней до старта. У вас сразу же есть возможность посмотреть красоту этого небольшого города, разузнав много интересного о гонке. В городе есть музей Vasaloppet. Так же, у вас есть возможность покататься по трассе Vasaloppet. На неделе фестиваля самой гонки - это бесплатно. Ну а на саму гонку я очень рекомендую ехать на автобусе, и вот почему:

- отличное время выезда. Вы ложитесь спать в 21:00 (23:00 МСК) и просыпаетесь в 3:45 (5:45 МСК) времени выспаться достаточно.

- вы едете в автобусе с WIFI и туалетом. Вы можете справить нужду (это важно перед стартом), а так же у вас есть возможности получить кучу лайков от друзей в соцсетях или же созвониться с детьми по FaceTime и получить заряд энергии н всю гонку.

- САМОЕ ВАЖНОЕ. Приехав в Сэлен, вы можете использовать этот автобус на все 100%. Вам не обязательно идти в Шатер (в него жуткие очереди), Вам достаточно сходить положить лыжи в стартовый карман и вернуться в автобус. Вам не надо стоять в очереди в синие туалеты, ваш туалет в автобусе. Вам не надо искать тепло в шатре, где и так 10000 человек, у вас есть автобус. Об этом я узнал сегодня и попробовал на себе. ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНО!!!

Обратная дорога. На старте вы сдали сумку с вещами в грузовик DHL. Сами поехали гонку. После заветной финишной отсечки, вы получите свои вещи в месте сбора участников, примите душ, получите кормежку от организаторов. Далее, после гостиницы, на той же самой электричке можно отправиться вечером в Аэропорт Арланды (отправление в 18:20) или же на следующий день. Кому как удобно.

Гонка. МОЙ ПЕРВЫЙ VASALOPPET. Хочу сразу отметить важнейший факт, на котором не буду в дальнейшем заострять внимание - ПОГОДА БЫЛА ЧУДОВИЩНАЯ!! С часа ночи до восьми утра выпало 20 см снега в Сэлене и 15 см снега в Муре.

Мой номер был 2542. Я стартовал из второго кармана. Это примерно 2000-й из 15000 заявленных (по факту на старт вышло около 14 000 человек). Возможность стартовать из второго кармана я заработал на Марчалонге месяцем ранее…

Я стоял в одном из последних рядов, справа. Это было сделано умышлено, чтобы в момент старта проскочить по правой «бровке» и объехать часть спортсменов, стоящих впереди. Так и вышло. Занавес поднялся. Мы поехали. Я сразу ушел вправо и быстренько объехал весь свой карман, оставив позади примерно 300 или 400 человек. Снег стоял стеной. Очки не спасали глаза от вьюги и ветра. Кроме того - снег наваливался на дужки очков с внутренней стороны, так что больше половины линзы было засыпано. Мимо меня летели поломанные палки и я был счастлив тому, что это не мои. Через 3 минуты закончилась стартовая поляна, а еще через 30 секунд был пройден первый километр. Начался ТОТ САМЫЙ ПОДЪЕМ ДЛИНОЙ 2,5 км и набором 250 метров. Моя тактика была таковой - ехать с краю справа и подстраиваться под тех кто едет впереди: елочка - значит елочка, пулинг - значит пулинг. Таким образом, кое как я доехал до верха за 23 минуты. Медленно, как мне показалось, но подъем был мне по силам, а «тормозов» у меня на пути хватало.

Я растолкался. Верхняя часть до Smagan мне очень хорошо знакома. Это моя любимая часть дистанции. Она пологая, даже слегка «вниз» и поэтому можно перевести дух после подъема. Сразу после подъема, в памяти я воспроизвел то самое место после Smagan, на котором во время ночной гонки нас Ромой обеспечивает кока-колой его знакомый. До первого чекпоинта в Smagan я не пил и не ел. Мне хватило овсяной каши и овсяного печенья с кофе, которые утром приготовил для меня Рома. В первой верхней деревне я на ходу выпил изотоник и помчал далее.

До второй отсечки в Mangsbodarna я ехал поактивнее, стараясь выправить ситуацию с заступами на подъеме. Да, кстати, на подъеме, я заметил флаг-вывеску «GROM» у которой стоял сервисёр Константин с которым мы познакомились в Аэропорту. Мы подорвались и я поехал дальше. В Mangsbodarna я первый раз выпил два стакана изотоника и скушал гель SIS. Я никогда не пил по два стакана, но сейчас я боялся заголодать, поэтому перестраховывался. Далее, каждые 1,5-2 км я ставил себе задачи - «догнать этих», «сожрать тех», «продержаться 10 км с этими»… Так и было до следующего чекпоинта в Risberg (35-й километр дистанции). Перед ним был тяжелый длинный тягун, в него я взбирался пулингом, сил хватало. Примерно перед Risberg нам на встречу проехал первый ратрак, прокладывающий лыжню вновь. Снег не прекращался. Лыжня была одна, вместе заранее подготовленных четырех. Практически все обгоны, которые я совершал, проходили по целине и «пухляку» глубиной 20+ см. Было тяжеловато, но лыжи вроде работали неплохо. Наконец-то я увидел Risberg и выдохнул. Там я впервые выпил кисель и скушал гель.

Я отправился к середине дистанции и центральному чекпоинту в Everstberg. Во время ночной гонки, там мы кушаем блины с вареньем и со взбитыми сливками… Я их очень ждал. Моё состояние было прекрасным. От Risberg был небольшой подъем, я отработал его пулингом и почти не устал, но тяжесть начала приходить к трицепсам. Я старался не обращать на это внимание. Далее - я катил. Лыжи работали отлично не смотря на снегопад. Лыжи мне снова готовил Бьёрн «Sir B» - уже не раз проверенный сервисёр (тренер команды ориентировщиков IFK Mora). Теперь я должен ему бутылку русской водки за "супер пушки". Стоит отметить, что он делает мне лыжи уже в третий раз, и я всегда доволен.

Я докатил до середины дистанции в Everstberg. Два дня назад я запускал отсюда на NattVasan Романа и Симона. Все эти места мне уже были очень хорошо знакомы. Я ждал блины со сладкими сливками. Но их не было. Были ужасные сухие булки, которые пришлось скушать и запить куриным бульоном. +2 стакана изотоника с гелем и я отправился дальше в путь… Предстояло много спусков. Можно было отдышаться. Я так и делал. Лыжи пока еще катили хорошо, были силы, к тому же снег прекратился и иногда появлялись два подобия лыжни, на которых можно было обгонять попутчиков…. Я выбирал цель. Догонял ее. Брал и ехал дальше. И так было несколько раз.

Со мной ехал удобный для меня «ветеран», он был очень мобильный и отлично ориентировался в том где и как лучше ехать… Я иногда «терпел» за ним. За 40 км до финиша он попытался от меня уехать… Мы нагнали девочку из элиты под номером 515. Он сразу объехал ее и начал ускоряться. Впереди не было никого. Я к такому спурту не был готов, поэтому остался позади этой барышни. Она ехала очень комфортно для меня. Я стоял за ней на равнинах и подъемах. Мои лыжи ехали уже не очень хорошо, но чуть быстрее чем у нее, поэтому на одном из спусков я обошел ее и уже она дышала мне в спину и держала за палку на спусках, когда она меня накатывала. Так продолжалось примерно 10 км. Безусловно «ветеран» уехал вперед. Впереди маячил Oxberg - это примерно 28 км до финиша.

Грустная часть повествования о гонке. Примерно сразу после Everstberg (за 15 км до Oxberg) мне захотелось в туалет по малой нужде. Я подавлял это желание в себе столько сколько мог, но организм обмануть нельзя. До этой части дистанции я не позволил никому обогнать себя. Обгонял только я. Но я понимал, если я не солью мочу - дальше я не смогу ехать. Каждое сгибание для толчка или посадка на спуске - вызывали позыв в туалет. Это было невыносимо. Я принял решение остановиться. Выбрал место - начало спуска перед Oxberg, чтобы потом комфортно надеть темляки палок на руки.

Из воспоминаний. "Я стоял отвернувшись в сторону леса и справлял нужду. Я решил посчитать сколько человек обойдет меня пока я опорожняюсь… Спустя первую минуту, на сотом человеке я закончил подсчет, но мои потребности в опустошении мочевого пузыря не были завершены… Итого - примерно две минуты потери времени. Примерно 200 позиций я проссал! Я очень расстроился".

Приехал в Oxberg. Скушал булку, попил бульон, закинулся гелем. Поехал дальше. При выезде из деревни - сервисная точка. Там знакомые Смоленские товарищи в комбинезонах SWIX бодрят меня. Я бодрюсь, понимая что осталось всего чуть менее 30 км до финиша. Но моя бодрость недолго длится, Я чувствую усталость в руках и в спине. Трассы нет, есть некоторое подобие лыжни. Я пытаюсь тем не мене бодриться. За 25 км до финиша понимаю: бодриться бесполезно. Я устал. Толкаюсь как могу. Если до этого я все горки взбирался пулингом, то теперь я их вбегаю елкой… Это признак того что мне …попа.

Hokberg. Жду его как манны небесной. Там чекопинт, можно попить, покушать. После него всего два «тычка», а остальное - равнина. Но я устал. Трасса была разбитой, хотя местами заглянцевалась и лыжи при хороших толчках могли ехать неплохо. Я толкался. Сил было мало, но я толкался. Я знал всю дистанцию от и до. Каждый ее камушек и тычек. Но… уже я считал километры… Я ждал Eldris и мечтал о кока-коле. Но, доехав до Eldris я был огорчен - колы не было. Мне предложили кофе. Я выпил кофе, запил изотоником и спустя 30 секунд чуть не блеванул.

Мне предстояло 9 км адового финиша. Уже появилась лыжня. Она была глянцевой. Трек был пологим и известным мне наизусть. Я слабо помню каждый из этих последних километров, но каждую табличку с отметкой о километраже я вожделел. За 6 км до финиша меня вновь потянула нужда. Это произошло мгновенно, и я понял, что второй остановки не избежать. Произошла ситуация такая же как и перед Oxberg, только в этот раз меня обошло примерно 50 человек. В этот раз я расстроился поменьше и принял этот факт как данность… Я уже отчаялся попасть в желаемые первые 1200 человек.

За 1,5 км меня встретил Рома. Подбодрил. Я попер, если это можно так назвать… Выехал на финишную прямую, не дал никому себя обогнать… В итоге результат 5.57.29. Я заехал в первые 900 человек - 870 в тотале (830 - без учета женщин).

По началу я не испытывал никаких эмоций. Я просто кашлял. Уже дома у Ромы я начал понимать, что это неплохой результат. Так же я понял, что я недооценил гонку. Дистанция непростая, даже сложная, особенно в сравнении с Марчалонгой. Кроме того - Vasaloppet - это всегда непредсказуемая погода, и значит - непредсказуемый результат. Я ставил задачу - попасть в 1200 первых атлетов. Задачу выполнил. Думаю, что в следующем году, при правильной подготовке, я реализую свою мечту и заеду в ТОП-500.

ПОДГОТОВКА. Зима в Москве в этом году была непростой. Почти без снега. У меня не было никакой «вкатки» в начале сезона, как это обычно практикуют лыжники. В один прекрасный момент я просто принял решение - начать готовиться к соревнованиям, слот на которые был куплен еще в марте. Спустя примерно месяц после Марафона в Сочи, во время командировки в тот же самый город я принял решение - начинать.

5 ноября в Strava была записана первая тренировка под названием 1st day on #roadtovasaloppet2020. По стечению обстоятельств и совершенно случайно тренировочных дней было всего 99, а на сотый день была реализована сама цель. Достаточно символично :)

Мои тренировки были разнообразными. Лыжи чередовались с беговыми и силовыми тренировками в зале, а в ноябре еще и с велосипедными заездами. В ходе этого цикла я понял, что один из трех принципов тренировок «разнообразность» - является максимально важным среди двух остальных «посильность» и «постепенность». Именно РАЗНООБРАЗНОСТЬ сильнее всего мотивирует и снимает психологическую нагрузку во время тренировочного процесса.

В четырех месяцах (ноябрь + декабрь + январь + февраль) - 111 дней. Получается, что из 111 дней я отдыхал всего 11, а в некоторые дни, когда у меня было время и избыток сил, я делал по две тренировки.

Ноябрь - 34 часа.

Декабрь - 41 час.

Январь - 43 часа.

Февраль - 31 час.

Весь цикл подготовки был ориентирован на прохождение целевого старта техникой «double poling», поэтому все тренировки на снегу проходили именно техникой одновременного бесшумного хода. Силовые тренировки в зале - ориентированы на пресс, спину и трицепсы. Велотренировки были аэробными. Беговые тренировки превалировали в феврале и были ориентированы на развитие функциональной готовности сердца к первому подъему на соревнованиях.

Думаю, что надо отметить и важность Мarcialonga в цикле подготовки к Vasaloppet. Она была генеральной репетицией и пониманием того - смогу ли я проехать 90 километров пулингом. Марча - гораздо проще с точки зрения сложности рельефа. Но тем не менее, с точки зрения качества трека и снежного покрытия - вполне себе сопоставима. Лыжни практически нет на обоих стартах для тех участников, которые стартуют после элитных спортсменов.

Ну и в завершении рассказа о подготовке. У меня нет тренера. Цели в спорте я ставлю себе сам, план подготовки не разрабатываю вовсе, но, опираясь на базовые принципы тренировочного процесса «посильность», «разнообразность» и «постепенность» и слушая свой организм, мне удается определять для себя тренировки которые, как мне кажется, неплохо подводят меня к достижению поставленной цели.

Занятие спортом - это мое хобби. Иногда мне очень сложно заставить себя выйти на пробежку или отправиться в спортзал, но понимание того, что сделает меня сильнее во всех смыслах - дает мне дополнительную мотивацию. Безусловно, для хобби (тренировок) необходимо находить время, но при правильном планировании времени - это не сложно сделать. Но это уже другая история, которая заслуживает отдельной публикации…

Всем, кто дочитал до конца - огромное спасибо за внимание. Всех обнимаю и люблю. Почти.